Адрес местоположения: г. Пятигорск, пр. Кирова, 30

 

Историческая справка.

Близ входа в Цветник, на солнечной стороне бульвара находится большое здание с колонным портиком. Это старейшее общественное сооружение Пятигорска и первое капитальное строение на КМВ. Первоочередная постройка здания Ресторации на Горячих Водах должна была решить сразу ряд насущных проблем – дать приезжающим удобное помещение на первое время (суточные номера), обеспечить им хороший обеденный стол, «изготовленный сообразно предписанной диете за умеренную цену», иметь на курорте помещения для общественных собраний и развлечений.

В 1820 г. приезжий архитектор И. Ф. Вильстер по заданию генерала А. П. Ермолова составил первоначальный проект каменного двухэтажного здания Ресторации, который в 1821 г. был переработан членом Строительного комитета в Петербурге зодчим Иосифом Шарлеманем и Высочайше утвержден. Вероятно, что в основе проекта лежал один из «образцовых» проектов казенных зданий для российских городов. Место для Ресторации на Горячих Водах указал лично А. П. Ермолов.

Получив осенью 1823 г. распоряжение начать подготовку к постройке Ресторации, зодчие Бернардацци критически оценили ее проект, и нашли в нем существенные на их взгляд недостатки. Не изменяя «высочайше утвержденного фасада», они предложили сделать под зданием погребной этаж со сводами и изменить общую планировку дворовых сооружений. Исправленный Бернардацци проект Ресторации был утвержден Ермоловым. Строительство началось весной 1824 г. Закладка здания состоялась 5 июня 1824 г. На сооружении первого капитального здания КМВ работали военные строители. Вначале зодчим Бернардацци приходилось самим вырезать из камня капители колонн, фризы, штукатурить карнизы и прочее, обучая этому солдат. К лету 1827 года главное здание и дворовые флигели были построены, и велась их внутренняя отделка. Ресторация приняла первых приезжих в мае 1828 г. Доктор Ф. П. Конради писал в 1830 г.: «Между всеми общественными строениями занимает здесь первое место огромное и великолепное каменное здание, назначенное для гостиницы... Большая передняя лестница с фронтоном из шести колонн Ионического ордера ведет в главную залу (ресторан). Зала в два этажа; у задней стены ее находятся хоры для музыкантов. Вправо вход в дамскую, а потом в уборную комнату; влево – комната для мужчин, а позади биллиардная комната, откуда проходят в буфет, ведущий также прямо в залу. Некоторые задние комнаты в первом этаже отдаются в наем. В верхнем этаже находится несколько комнат в два отделения, которые также назначены для приезжих. В подземелье, построенном со сводами, помещаются удобные кухни и погреба, с некоторыми комнатами для прислуги. На дворе по обе стороны находятся два флигеля, обитаемые служащими здесь чиновниками; здесь же два ледника. В середине двора также есть флигель, обращенный окнами ко 2-ой улице, в сем флигеле теперь живет архитектор Бернардацци. Около оного каретные сараи, а в середине двора кухни и службы. Все сие обведено каменною оградою с двумя большими воротами».

Двухэтажное здание из машукского камня было выполнено в стиле русского ампира. Дом имел простое планировочное решение в форме буквы «П», с вписанными в него прямоугольными помещениями. Нижний, цокольный полуэтаж, сделанный из каменных блоков и прорезанный небольшими окнами, предназначался для подсобных и служебных помещений. Средний этаж (точнее бельэтаж) с высокими полуциркульными окнами – для парадных. Верхний этаж с квадратными окнами включал 9 номеров для постояльцев. Назначение каждого этажа четко выделено на фасаде. Средний и верхний этажи объединяет центрально расположенный монументальный входной портик из шести колонн ионического ордера и пилястров, завершенный выступающим фронтоном. К портику вела широкая парадная лестница. Карнизы украшены зубчиками.
В этом здании останавливались император Николай I, генералы И. Ф. Паскевич и Г. А. Емануель, персидский принц Хосров-Мирза, писатели А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Бестужев-Марлинский, Л. Н. Толстой, В. Г. Белинский, композитор М. А. Балакирев, многие известные путешественники и деятели культуры, науки и искусства XIX века. Два раза в неделю, по четвергам и воскресеньям, с 8 до 12 часов вечера в Ресторации проводились благородные собрания с музыкой и танцами. Иногда здесь выступали заезжие музыканты и артисты. Одна из комнат носила мрачное название chambre infernale («адская комната»), в которой шла азартная карточная игра на деньги. Дорогие жилые номера сдавались не более, чем на 5 дней.

Казенная Ресторация арендовалась частными лицами. Первые годы ее содержателем был француз Соломон Бартоломей, которого в 1830 г. сменили карраские колонисты Иов и Егор Швагенс. Затем три года Ресторацией управлял георгиевский купец Минай Подкуйченко. А с мая 1835 г. содержателем стал таганрогский купец Петр Найтаки. Он и его сын Алексей управляли Ресторацией до 1860 г. В период первого контрагентства КМВ ее содержал одессит Карута, а в период второго – француз Арсен Барберон из Тифлиса и Н. А. Цемиров. В 1870-х годах Ресторация стала называться казенной гостиницей «Минеральные Воды». К зданию был пристроен особый подъезд с обширной швейцарской. Вместо парадной лестницы портика был сделан балкон, обставленный зеленью и цветами. Главный зал был расширен за счет соседних комнат. Весной 1884 г. казенная гостиница была сдана в аренду Пятигорскому общественному собранию, а потом – Т. Султан-Гирею. В 1890 г. был произведен капитальный ремонт Ресторации. Последними арендаторами были пятигорские купцы Юлий Бехер и Алексей Волох. Гостиница тогда имела 18 номеров.

В 1903 г., когда завершалось строительство новой Казенной гостиницы на другой стороне бульвара, в старом здании разместилась служебная квартира директора КМВ В. В. Хвощинского, а с 1907 г. – Управление Водами. Здесь хранились архивы КМВ, содержащие старинные дела. В 1920-е годы здесь находилась администрация КМВ, а с 1931 г. разместился Бальнеологический институт, преемник лаборатории Русского Бальнеологического общества.

В январе 1943 г., при освобождении Пятигорска от оккупации, здание сильно пострадало от пожара, в котором погибли часть богатейшей библиотеки института, архивы КМВ и города. Капитальный ремонт был произведен в 1953-1955 годах по проекту зодчего И. Г. Шамврицкого. При этом архитектурный облик здания был несколько изменен. Здание было расширено и увеличено, сделаны новые стены, карнизы и части колонн. Внутренняя планировка была приспособлена для нужд разместившихся в нем библиотеки и отделов прежнего института, получившего название НИИ курортологии.