Адрес местоположения: г. Пятигорск, пр. Кирова 17

Историческая справка.

В восточном конце парка Цветник, рядом с Курортной поликлиникой, находится самое примечательное по красоте и размерам здание Пятигорска, где ныне располагается Театр музыкальной комедии (оперетты).

Это место в начале XX века занимала большая усадьба семьи известного коне-заводчика князя Т. Султан-Гирея, на которой находились дома, флигели и служебные постройки, утопающие в зелени деревьев.

Пятигорский всесословный клуб – «рассадник разумного времяпровождения для холостых и семейных» горожан всех сословий был организован в 1907 г. по инициативе энергичного нового заведующего Пятигорской группой Михаила Николаевича Соловьева. Он стал первым председателем всесословного клуба, которым управлял Совет старейшин. Несколько лет клуб устраивал свои регулярные мероприятия в различных арендованных помещениях, чаще всего, местных гостиниц. Но с самого основания руководство клуба планировало выстроить здание на собственные средства, которые постепенно накапливались. Более трех лет длились поиски места под строительство нового здания. 2 февраля 1914 г. состоялось историческое общее собрание членов клуба, которое постановило приобрести за 35 тысяч рублей земельный участок Султан-Гирея размером в четверть гектара и поручило члену клуба, зодчему А. И. Кузнецову составить детальный проект здания всесословного клуба по заданию Совета старейшин.

Собрание избрало особую Строительную комиссию, в которую входили председатель В. Н. Михайлов, его заместитель И. Л. Свешников, секретарь А. Т. Колосков, и члены – Е. Л. Альфтан, Ф. М. Бирк, К. К. Кибардин, Г. Я. Цибизов, А. И. Кузнецов, М. Д.Гурджиев и Л .Е. Модель. В апреле 1914 г. проект клубного здания был утвержден правлением Терской Области. 28 апреля началось строительство под наблюдением зодчего А. И. Кузнецова, которого Совет старейшин пригласил производителем строительных работ. Через месяц, 21 мая состоялась торжественная закладка здания – первый камень в фундамент положил председатель клуба М. Н. Соловьев. Несмотря на начавшуюся летом 1914 г. мировую войну, через год сооружение огромного здания и его оборудование было завершено. Художественные панно на тему «Атрибуты искусства» из глазурированной керамики для лицевого фасада были сделаны известным московским живописцем И. Л. Калмыковым, который имел в Пятигорске свою керамическую мастерскую «Закал». Лепные украшения фасада и интерьеров клуба были выполнены Л. К. Шодким. Электрическое оборудование здания осуществил инженер И. Я. Идельсон. Сценические декорации, бутафорию и мебель исполнил художник-декоратор Белкин. Клубное здание было освящено и торжественно открыто 17 мая 1915 г.

Огромное здание клуба из желтого кирпича, машукского камня и бетона выполнено в стиле неоклассицизма, с элементами модерна. В плане оно имеет «Г»-образную форму. Здание состоит из трех основных симметричных объемов. Трехэтажный и трехчастный западный ризалит с широкими балконами образован двумя угловыми прямоугольными башнями. На нижнем, приземистом этаже этого ризалита находится просторный вестибюль с гардеробом и въезд во двор. Высокий средний этаж имеет полуциркульные окна разных размеров, которые освещают фойе театрального зала. Фасад этого этажа украшен художественными панно из глазурированной керамики. Высокий третий этаж с прямоугольными окнами, которые освещают фойе балкона зрительного зала, более скромен. Башни ризалита завершаются лепными фризами и модульонами с триглифами, которые поддерживают выступающие карнизы, а также сложным ступенчатым куполом на четырехгранном основании, украшенном щипцами с арочными окнами. Средний объем здания занимает большой железобетонный зрительный зал с балконом на тысячу мест. Его лицевой кирпичный фасад украшен пилонами дорического ордера, большими арочными окнами, керамическими панно под «декоративный камень». Богатый фриз состоит из триглифов и узких керамических вставок. Под карнизом проходит декоративный ионический поясок. В средней части фасада зрительного зала помещены два соединенных мостиком прямоугольных портика на пилонах, которые опираются на высокие цоколи с лестницей и стрельчатыми арками. Рустованный нижний полуэтаж с широкими прямоугольными окнами был предназначен для бильярдных комнат. Восточный ризалит самый высокий, так как заключает сцену и механизмы с подъемными декорациями. Здесь также находятся артистические уборные и отдельный вход. Его фасад украшают гигантские пилоны, идущие от карниза до цоколя. Тяги расчленяют фасад на три уровня, убывающих по высоте. Нижний рустованный уровень, заключающий сцену, равен по высоте зрительному залу и имеет такой же фриз. Этот уровень украшен узкими высокими прямоугольными окнами и художественными панно из глазурированной керамики. Верхние уровни восточного ризалита имеют высокие полуциркульные окна разной ширины. Самый верхний уровень украшен керамическими панно и фризом, а также декоративным ионическим пояском. Над выступающим карнизом помещен ступенчатый аттик с парой вазонов. Западный фасад восточного ризалита с пилонами и единственным большим окном был украшен по фризу поясом из гирлянд. Балконы, портики и карнизы всего здания украшены узорными металлическими решетками различного рисунка. Фасады здания освещаются десятком пристенных фонарей на кронштейнах. Вообще здание поражает обилием всевозможного дорогостоящего декора, даже переплеты всех оконных проемов фасада выполнены с расстекловкой строгого геометрического рисунка. На портиках красовались две скульптурные группы, изображающие женщин, играющих на различных музыкальных инструментах (флейта, бубен, скрипка и др.).

Для всесословного клуба важную роль играл, прежде всего, западный ризалит. Из гардероба по широкой светлой лестнице публика попадала в аванзал и обширный танцевальный зал, из которого три входа вели в зрительный зал. В этом же этаже помещалась столовая и буфет, карточная комната на 20 столов, гостиная и уборные. На третьем этаже помещались фойе для балкона, читальня с библиотекой, канцелярия и комната Совета старейшин клуба. Здесь же находился вход в служебные помещения: кухня, раздаточная, посудная и комнаты для прислуги, которые особой лестницей сообщались со столовой, буфетом, ледником и погребами. Во внутренний двор клуба выходили две обширные бетонные веранды, а сам двор был разбит на клумбы с фонтаном и т. д. Здание имело водяное отопление низкого давления и вентиляцию с побудительной тягой. Это здание считается самой лучшей работой в творчестве крупного пятигорского зодчего А. И. Кузнецова.

Театральный зал клуба был предназначен для приезжих театральных трупп. Сразу после открытия клуба здесь стал выступать «Веселый театр художественных эскизов» под руководством А. И. Сорина с репертуаром в духе парижских театров-кабаре. Правление клуба сдало здание антрепренеру Курзала М. М. Валентинову. Всесословный клуб стал выполнять такую же важную роль в культурной жизни Пятигорска, как привокзальный Курзал в Кисловодске.

Чтобы расплатиться с большими долгами по строительству роскошного здания Совет старейшин клуба в начале 1918 г. собирался продать здание богатому армянскому сообществу. Однако председатель местного совдепа Г. Г. Анджиевский в скором порядке национализировал бывший всесословный клуб, превратив его в Народный дом. В просторном театральном зале бывшего клуба проводились важные общественные собрания, заседания, съезды и конференции, на которых подчас принимались судьбоносные решения для народов Терской области. Здесь выступали С. М. Киров, С. Г. Орджоникидзе, К. Е. Ворошилов, С. М. Буденный, А. И. Микоян, Н. А. Семашко и другие видные деятели советской России.

Летом 1922 г. в здании Народного дома открылся Рабоче-крестьянский коммунистический клуб имени К. Маркса. В 1925 г. здесь заседал 5-й Всесоюзный курортный съезд. Позднее Народный дом стал Дворцом профсоюзов. В 1934-1937 гг. в здании действовал краевой драматический театр, а в марте 1939 г. открылся постоянный театр музыкальной комедии (оперетты), переведенный сюда из Грозного. В 1930-х годах позади здания театра, на склоне Горячей горы, были построены жилые дома для приезжих артистов и служащих театра. На протяжении многих десятилетий пятигорский театр оперетты пользуется заслуженной любовью жителей и гостей курорта. Ныне он носит название Государственного краевого театра музыкальной комедии на КМВ.